...И каждый день - доступная среда - 25 Октября 2012 - Дневник - Автомобильный сайт инвалидов
 Автомобили для инвалидов   Автомобильный сайт инвалидов
Автомобили для инвалидов. Новости. Как выбрать, где купить и переоборудовать автомобиль для инвалида. Изготовление и установка ручного управления. Советы и рекомендации.
Дневник
Меню

Форма входа

Поделиться:


Партнёры

Баннеры
  Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
  Автомобильный сайт инвалидов
  Как выбрать инвалидную технику
 

Приветствую Вас, Гость · RSS 07.12.2016, 19:23


Главная » 2012 » Октябрь » 25 » ...И каждый день - доступная среда
22:33
...И каждый день - доступная среда

Минтруд готовит поправки в 25 законов, чтобы облегчить жизнь инвалидов

Железнодорожников обяжут покупать вагоны, адаптированные для людей с ограниченными возможностями. Авиаперевозчиков - помогать инвалиду зарегистрироваться на рейс, передвигаться по аэропорту, заранее сообщать авиакомпаниям, что его рейсом полетит человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями. К инвалиду должны будут прикреплять работника аэропорта, который будет помогать ему. Придется перестроиться и телеканалам - как федеральным, так и местным: передачи обязательно должны будут сопровождаться субтитрами. И это далеко не все требования, которое и повлекли за собой поправки в 25 законов - их подготовил минтруд, чтобы облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями.

25 октября в России вступила в силу Конвенция ООН по правам инвалидов. Как изменится жизнь людей с ограниченными возможностями, решатся ли проблемы, накопленные за многие десятилетий?

На эти и другие вопросы "РГ" отвечает директор департамента по делам инвалидов министерства труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.

Григорий Григорьевич, начнем с простого: зачем вообще нужно было ратифицировать Конвенцию по правам инвалидов?

Григорий Лекарев: К этому шагу мы шли с 2008 года, когда Конвенция вступила в силу. При ее ратификации страна демонстрирует приверженность идеалам и принципам, которые в ней заложены. И берет обязательство с этого момента не нарушать ее требований.

Все это время велся анализ законодательства России, в какой мере оно соответствует положениям Конвенции. Было установлено, что резких противоречий нет. Одним из элементов подготовки к ратификации была разработка государственной программы "Доступная среда".

Мы приступили к ее реализации в 2011 году, сейчас заканчивается первый этап.

Кроме того, началась работа по восполнению пробелов законодательства. Мы поставили себе цель, чтобы в каждое отраслевое законодательство были инкорпорированы нормы, обеспечивающие реализацию прав инвалидов. Это касается и Воздушного кодекса, и законодательства о транспорте в целом, об образовании, ряда других законов и, конечно, базового 181-го закона о социальной защите инвалидов.

Речь уже идет о каких-то конкретных законопроектах?

Григорий Лекарев: Да. Мы разрабатываем законопроект - изменения в более чем 25 законов. По некоторым из них, уже приняты изменения, например, по основным гарантиям избирательных прав для инвалидов закон № 181 установил дополнительную имущественную и налоговую поддержку для общественных организаций инвалидов.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект об изменении статуса русского жестового языка. Прошли первое чтение поправки в Воздушный кодекс. Речь идет о регламентации порядка регистрации на рейс воздушного судна, сопровождении инвалида аэропортовыми службами и оказании помощи на борту.

То есть к инвалиду должны будут прикреплять работника аэропорта, который будет помогать ему?

Григорий Лекарев: Да. Раньше декларировалось, что инвалиды получают услуги, как и все остальные люди, без дискриминации. Теперь прописывается необходимость внедрения действенных механизмов - содействия инвалиду при регистрации, оказание помощи при передвижении по аэропорту, порядок уведомления авиакомпании о том, что рейсом полетит человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Последние события с немецким авиарейсом, когда группа российских инвалидов застряла в московском аэропорту, доказывает, насколько важен этот документ.

В самом законопроекте не расписано, как эта работа должна быть организована, но он устанавливает обязанность уполномоченного в этой сфере федерального органа выпустить соответствующие нормативные акты, которые бы четко регламентировали эти вопросы. При этом мы настаиваем, чтобы в согласовании текста этих актов принимал непосредственное участие минтруд. Вместе с общественными организациями инвалидов мы хотим удостовериться, что при выпуске такого акта будут учтены все формы инвалидности.

Аналогичная работа ведется и по другим направлениям. В законопроекте, о котором я уже упомянул, есть раздел, который прорабатывается совместно с минтрансом, чтобы сделать доступными для инвалидов все виды транспортных услуг и транспорта - наземного, водного, метро.

Действительно, многим инвалидам недоступны и автобусы, и поезда. Но ведь весь автопарк страны в одночасье не обновишь. В чем смысл предполагаемых поправок?

Григорий Лекарев: Конечно, сверхцель для нас - сделать весь транспорт, все остановки и вокзалы доступными и удобными для инвалидов. При этом понимаем, что невозможно приспособить вообще все, и в Конвенции об этом говорится.

Во-первых, по международным требованиям, если вы приспосабливаете окружающую среду для людей с ограниченными возможностями, она не должна мешать тем, кто в этом не нуждается.

Во-вторых, есть требования разумности. Никто не собирается огульно приспосабливать все, что попадает в поле зрения, должен быть некий алгоритм. Мы предлагаем его в государственной программе "Доступная среда", и он прослеживается в нашем законопроекте. Есть наиболее востребованные инвалидами объекты и услуги, отобранные с участием общественных организаций, и они приспосабливаются в первую очередь.

Что касается транспорта, он, по нашему мнению, должен обновляться постепенно. При новых закупках должны учитываться потребности инвалидов, и приобретаться автобусы, вагоны, им соответствующие. Этим надо заниматься системно.

Но автотранспортные предприятия почти все коммерческие. Как вы можете диктовать им условия, какие автобусы закупать?

Григорий Лекарев: В принципе в Законе "О социальной защите инвалидов в РФ", который действует с 1995 года, есть требование о создании условий инвалидам для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта. А закон надлежит исполнять всем.

В законопроекте, который мы разрабатываем сейчас, устанавливается полномочие Минтранса России определять требования к условиям перевозки пассажиров из числа инвалидов железнодорожным, воздушным, водном и всеми видами городского пассажирского транспорта, после чего обновление парков должно будет осуществляться в соответствии с этими требованиями.
Железнодорожников обяжут покупать вагоны, адаптированные для людей с ограниченными возможностями.

Какие еще сферы жизни будут отражены в вашем законопроекте? Вы говорили, там поправки в 25 законов.

Григорий Лекарев: Документ охватывает большой спектр вопросов. В том числе - требования к связи, необходимость обязательного субтитрирования телевизионных каналов, как федеральных, так и региональных.

Еще одно направление - система обязательных оповещений через средства массовой информации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Сейчас установлены требования к этой системе, но не учтены потребности инвалидов при подаче этой информации. Законопроектом предусматривается возможность рассылки SMS-сообщений, в том числе, когда создается угроза для безопасности в связи с техногенными либо природными катастрофами.

Но ключевой подход заключается в том, что мы стараемся прописать полномочия различных федеральных органов власти устанавливать особенности оказания услуг населению с учетом потребности инвалидов и согласовывать их с минтрудом при участии представителей общественных организаций инвалидов.

На какой стадии законопроект?

Григорий Лекарев: На стадии разработки и межведомственного согласования. В правительство он будет внесен в следующем году.

Вы упомянули, что в конце года заканчивается первый этап реализации программы "Доступная среда". Какие первые итоги?

Григорий Лекарев: Напомню, на первом этапе мы отрабатывали основные направления программы в пилотных регионах. Их было три: Татарстан, Саратовская и Тверская области. На их опыте разрабатывались методические рекомендации для остальных регионов - по паспортизации объектов, по формированию карт доступности, по подготовке региональных программ.

Вот итог: 71 субъект уже разработал собственные региональные программы по "Доступной среде". Из них координационный совет по контролю за реализацией программ рассмотрел три наиболее проработанные и комплексные программы. Остальные рассматриваются департаментом, и по некоторым подготовлены рекомендации для доработки. На конец ноября запланировано еще не менее двух заседаний координационного совета.

Главное требование - программы должны быть комплексными, охватывать наиболее важные сферы жизни инвалидов. Это транспорт, образование, спорт, объекты культуры, связь, здравоохранение, социальная защита. И если какие-то из этих сфер выпадают, то, по нашему мнению, разрывается логика программы. Если мы, например, сосредоточим свои усилия только на культуре и спорте, но не будем ничего делать в сфере транспорта, то инвалиды просто не доедут до этих объектов.

Региональные программы будут финансироваться из федерального бюджета?

Григорий Лекарев: Госпрограмма "Доступная среда" предполагает механизм софинансирования, при этом средства федерального бюджета не могут превышать 50 процентов.

На следующий год сумма предусмотрена небольшая - стартовая. 340 миллионов на всех. Но уже на 2014-2015 годы - свыше 4 миллиардов ежегодно. Так что мы считаем, что у регионов существует реальная возможность доработать собственные программы в случае необходимости и получить ощутимую поддержку федерального центра.

Предположим, несколько регионов не захотят участвовать либо не смогут доработать программу. И что? Инвалидам уже никто не поможет?

Григорий Лекарев: Считаю, что нет таких губернаторов, которые не смогли бы при желании организовать разработку качественной и комплексной программы. Именно для этого в рамках программы разрабатывались методические рекомендации. Просто следует ставить задачу перед всеми заинтересованными региональными министерствами и департаментами, не ограничиваясь исключительно социальной защитой.

Кроме того, в каждом регионе есть общественные организации инвалидов. Это компетентные люди, и они, как правило, входят в состав Совета по делам инвалидов при губернаторе. Их активность многое значит в реализации этой инициативы.

Можно сказать, что жизнь в тех трех пилотных регионах уже изменилась?

Григорий Лекарев: Итоги подводить рано, это мы будем делать после завершения года. Но уже сейчас можно сказать, что результаты неплохие. Отмечу работу Татарстана. Там хорошо отработали сферу транспорта. Из пилотных регионов только в Казани есть метрополитен. И нам важно было приобрести опыт приспособления метрополитена для инвалидов.

Кроме этого ведется работа в школах, музеях и на других объектах культуры, на социальных объектах. При этом в пилотных регионах придерживаются принципа определения наиболее востребованных объектов для инвалидов с целью их первоочередного приспособления. Такой выбор наиболее значимых объектов осуществляется с учетом мнения общественных организаций инвалидов. Это может быть и аптека, но именно та аптека, которую попросили инвалиды.
4 миллиарда рублей в год будет выделять бюджет страны регионам на программы поддержки инвалидов.

Ежегодно выделяют большие деньги на трудоустройство очень небольшого числа - 90 миллионов рублей на 500 человек. Параллельно идут средства по линии служб занятости - 800 миллионов рублей на 14 тысяч человек. Почему нельзя инвалидов трудоустроить на открытом рынке труда?

Григорий Лекарев: Мы должны в первую очередь стремится, как вы правильно отметили, к тому, чтобы инвалид был самостоятельным и конкурентоспособным на обычном рынке труда. Поэтому введено обязательное требование, чтобы программы общественных организаций содержали такое трудоустройство, в том числе на свободном рынке труда. Они консультируют инвалида, работают с работодателями, потому что они знают, как адаптировать рабочее место, обеспечить организационно, чтобы инвалид до него добрался.

А выделяемые общественным организациям средства - лишь частично идут на само трудоустройство. Ведь помимо этого они закупают реабилитационное оборудование, развивают собственные производственные мощности. Все это предусмотрено программами общественных организаций.

Что же касается работы служб занятости, то в соответствии с указом президента Российской Федерации в 2013-15 годах ежегодно должно дополнительно создаваться для инвалидов 14,2 тысячи рабочих мест. Для этого разработан специальный план мероприятий на рынке труда. Здесь как раз выделяемые средства полностью идут на приспособление рабочего места для инвалида, закупку вспомогательного и специализированного оборудования.

Выполняются эти мероприятия с учетом функциональных нарушений у инвалида, с учетом организации и автоматизации этого производственного процесса. Все это запланировано в рамках текущей деятельности.

Но не дорого ли? Стоит ли столько тратить?

Григорий Лекарев: Конечно, стоит. Так люди получают определенную независимость от социальных выплат. Это гораздо больше, чем просто работа для человека. Для инвалида - это социальная интеграция. Безусловно, все надо считать.

На оборудованных таким образом местах инвалиды смогут работать не день и не два, а довольно долгий период. И это главное. Мы, считаю, выбрали правильный подход, и теперь должны стараться всеми силами интегрировать этих людей, помогать им в их стремлении быть самостоятельными и успешными в профессиональном плане. Тех, кто хочет найти работу, надо поддерживать.

http://www.rg.ru



Просмотров: 111 | Добавил: аupam | Теги: ...И каждый день - доступная среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Автомобильный сайт инвалидов © 2008 - 2016 aupam.ucoz.com
Хостинг от uCoz